Каждый крупный супермаркет сегодня располагает комплексом климатических систем, которые предназначены для создания оптимальных условий для покупателей и одновременно для хранения продуктов. Дело в том, что каждая из этих систем (отопление, вентиляция, кондиционирование и холодоснабжение) в отдельности требует больших энергозатрат, что увеличивает расходы супермаркетов на электроэнергию примерно в 5 раз по сравнению с офисными зданиями такой же площади. Однако современные технологии позволяют в определённой мере снизить эти расходы и избежать перестройки инженерных систем.
Инженерные коммуникации супермаркетов представляют собой сложный комплекс его жизнеобеспечения, и каждая система здесь выполняет определённые функции.
Система отопления предназначена для поддержания благоприятной температуры в помещении в зимнее время. Во избежание перегрева отдельных зон супермаркета данная система должна учитывать тепло, которое выделяется оборудованием (например, тепло от холодильных витрин, плит и печей) и посетителями.
Система кондиционирования и вентиляции обеспечивает приток воздуха оптимальной для клиентов и персонала влажности. Наряду с отоплением такая система проектируется с учётом особенностей помещения супермаркета (наличия источников тепла, потока покупателей и воздухообмена). Ещё одна функция вентиляции – недопущение распространения неприятных запахов, возникающих в некоторых отделах (например, в рыбном или кулинарном). Влажность воздуха, а именно, поддержание её на необходимом уровне, также является важной задачей системы кондиционирования, ведь избыточная влажность приводит к менее эффективной работе холодильных установок, что, в свою очередь, негативно отражается на качестве продуктов.
Что касается системы холодоснабжения, то, в зависимости от площади и формата супермаркета, она может быть как центральной, так и представлять собой отдельные витрины. Традиционно большая часть энергозатрат приходится именно на системы кондиционирования и холодоснабжения.