На практике чаще всего подвергаются перемотке асинхронные электродвигатели или же частично конструкционно похожие на них бесколлекторные двигатели постоянного тока. Наиболее типичными причинами для перемотки статора асинхронной электрической машины являются следующие:
- общий износ рабочих обмоток со снижением минимально-допустимого пробивного напряжения их изоляции
- межвитковый пробой изоляции, ведущий к образованию короткозамкнутых витков
- пробой изоляции обмоток на статор либо корпус электрической машины
- перемотка на другое рабочее напряжение (часто сопряжённая со сменой конфигурации включения обмоток по схеме треугольника, звезды или двойной звезды)
- требуется изменение числа пар полюсов электродвигателя для смены основной частоты вращения или же изготовление электрической машины с переключаемыми коммутацией обмоток скоростями
Типовые этапы полной перемотки
Перед собственно началом работ по перемотке двигателя проводится его дефектация: визуальным осмотром определяется наличие царапин/вмятин в магнитопроводе, определяется наличие замкнутых пластин и оцениваются параметры существующих/будущих обмоток сообразно с габаритами статора.
Собственно работы начинаются с удаления старых обмоток: как правило, сначала срезаются бандажные/клеевые крепления и фиксируется актуальная схема соединения обмоток (это особенно критично, если двигатель уже ранее перематывался либо модифицировался и его справочная маркировка не соответствует фактическим параметрам). Пазы статора освобождаются по очереди (по кругу), при этом старая обмотка либо сматывается вручную, либо срезается специальным инструментом у торцов статора.
Далее в пазы освобождённого от обмоток и очищенного от следов наплывов лака, остатков иных изолирующих материалов и т.п. статора монтируются новые изолирующие прокладки, а на специальном оборудовании наматываются катушечные группы новой обмотки, которые затем помещаются в пустые пазы статора и фиксируются по месту. Укладка обмоток завершается установкой межкатушечных изолирующих элементов и установкой обвязки (бандажа).
Катушечные группы подключаются согласно схеме, после чего проводится полная проверка их электрических параметров (в том числе замыкание на корпус) и в случае удовлетворительных результатов статор проходит пропитку лаком, после чего проводится его полное отверждение и финишный контроль всех параметров (включая контроль напряжения пробоя), затем осуществляется механическая сборка двигателя и подключение главных выводов обмоток к клеммам, завершающаяся тестовым прогоном электродвигателя.
В итоге перемотка бесколлекторного двигателя позволяет относительно недорого получить электротехническое изделие, по большинству параметров идентичное аналогичному по мощности новому двигателю.